пятница, 8 апреля 2011 г.

Чтите Бога «в духе и истине»
«Кому вы уподобите Бога? И какой образ поставите в сходство с Ним?» (Исаия 40:18, Перевод Архимандрита Макария).
ВОЗМОЖНО, вы искренне убеждены, что молиться Богу с помощью икон правильно. Вы, может быть, думаете, что иконы сближают вас с невидимым Слушателем молитв, который кажется безликим и абстрактным.
Но вправе ли мы самостоятельно решать, как обращаться к Богу? Разве мнение Бога не самое авторитетное при решении вопроса, что приемлемо, а что нет? Иисус объяснил точку зрения Бога на этот вопрос, сказав: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанна 14:6). Одни эти слова уже показывают, что иконы или другие предметы культа неприемлемы для Бога.
Да, чтить Бога нужно особым, приемлемым для него образом. Каким? В другом случае Иисус пояснил: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоанна 4:23, 24).
Можно ли представить Бога, который «есть дух», в виде чего-то материального? Нет. Какой бы красивой и внушительной ни была икона, она никогда не сравнится со славой Бога. Поэтому созданные людьми образа Бога никогда не дают верного представления о нем (Римлянам 1:22, 23). Можно ли сказать, что человек чтит Бога «в духе и истине», если он использует при этом рукотворные изображения?
Ясная библейская истина
Бог запретил создавать изображения для религиозного культа. Вторая из десяти заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4, 5). Священное Писание также призывает: «Убегайте идолослужения» (1 Коринфянам 10:14).
Конечно, некоторые скажут, что почитание икон не имеет характера идолопоклонства. Православные христиане, например, часто утверждают, что, молясь перед иконой, становясь перед ней на колени и сопровождая свои молитвы поклонами, они молятся Богу, а не иконе. Один православный священник писал: «Мы относимся к ним [иконам] с уважением, потому что это святыни и потому что мы почитаем тех, кто на них изображен».
Но все же остается вопрос: одобряет ли Бог использование икон, даже если через них обращаются к нему? Нигде в Библии не поощряется почитание икон. Когда израильтяне сделали литого тельца, якобы для того, чтобы поклоняться Иегове, Бог выразил сильный гнев, назвав их вероотступниками (Исход 32:4—7).
Скрытая опасность
Обращаться к Богу с помощью религиозных изображений — опасно. В таком случае люди могут легко поддаться искушению чтить не Бога, а предмет, якобы представляющий Бога. Другими словами, икона становится предметом идолопоклонства.
Подобное случалось и во дни израильтян. Например, Моисей сделал медного змея во время путешествия по пустыне. Первоначально этот змей на шесте был средством исцеления. Те, кто был наказан змеиными укусами, смотрели на медного змея и получали помощь Бога. Но после того как народ поселился в Обетованной земле, змея на шесте превратили в идола, как будто он сам по себе был способен исцелять. Израильтяне кадили ему и даже дали ему имя — Нехуштан (Числа 21:8, 9; 4 Царств 18:4 (2 Царей 18:4 НМ))*.
Израильтяне также пытались использовать ковчег завета как талисман в борьбе со своими врагами. Результаты были плачевны (1 Царств 4:3, 4 (1 Самуила 4: 3,4;);  5:11 ( 5:11 НМ))*. А во дни Иеремии жители Иерусалима больше заботились о храме, чем о служении Богу в этом храме (Иеремия 7:12—15).
Тенденция чтить предметы, а не Бога жива до сих пор. Исследователь Виталий Иванович Петренко сказал: «Икона... становится предметом поклонения, и в этом таится опасность идолопоклонства... Стоит признать, что идея иконопочитания, по своей сути языческая, пришла из народных верований». В своей книге «Понимание Греческой православной церкви» православный священник Димитриос Константелос пишет: «Не исключена возможность, что христианин сделает икону предметом поклонения» («Understanding the Greek Orthodox Church»).
Заявления о том, что с помощью икон можно чтить Бога, чрезвычайно сомнительны. Почему? Разве не считаются отдельные иконы с изображением Марии и «святых» более ценными и обладающими большей силой, чем другие иконы с изображением тех же давно умерших людей? Например, у иконы с острова Тинос, изображающей Марию, есть свои ревностные почитатели, но не менее ревностные почитатели есть и у подобной иконы в Сумеле (север Греции). И те и другие считают, что их икона лучше, более чудотворна, чем другая, хотя обе они изображают одного и того же человека, которого уже нет в живых. Получается, что люди наделяют отдельные иконы реальной силой и почитают их как Бога.
Можно ли молиться «святым» или Марии?
А правильно ли направлять молитвы людям, например Марии или «святым»? В ответ на искушение Сатаны Иисус Христос процитировал слова из Второзакония 6:13: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10). Позже он велел своим истинным последователям «поклоняться Отцу» и никому более (Иоанна 4:23). Осознавая это, ангел осудил апостола Иоанна за то, что тот хотел поклониться ему. Ангел сказал: «Смотри, не делай сего... Богу поклонись» (Откровение 22:9).
Правильно ли молиться Марии, земной матери Христа, или каким-либо «святым», прося их ходатайствовать за нас перед Богом? Ответ Библии однозначен: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).
Храните отношения с Богом
Почитание икон противоречит ясным библейским учениям и не может помочь людям обрести Божье благоволение и спасение. Напротив, Иисус Христос сказал, что вечная жизнь зависит от того, насколько хорошо мы знаем несравненную личность — единственного истинного Бога, а также его намерения и то, как он обращается с людьми (Иоанна 17:3). Иконы, которые не могут ни видеть, ни чувствовать, ни говорить, не помогают людям познавать Бога и правильно верить в него (Псалом 113:12—16 (115: 4-8 НМ))*. Знания о Боге можно обрести лишь изучая Слово Бога, Библию.
Почитание икон не только бесполезно, но и несет в себе духовную опасность. Почему? Прежде всего потому, что препятствует нашим взаимоотношениям с Иеговой. Об израильтянах, раздражавших Бога своими мерзкими идолами, он сказал: «Сокрою лицо Мое от них» (Второзаконие 32:16, 20). Чтобы восстановить отношения с Богом, им было необходимо отвергнуть идолов, которых их руки сделали «на грех» (Исаия 31:6, 7).
Как же уместен поэтому совет Библии: «Дети, храните себя от идолов» (1 Иоанна 5:21).
* НМ- Священное Писание Перевод Нового Мира

Комментариев нет:

Отправить комментарий