пятница, 29 апреля 2011 г.

Изо дня в день на нас обрушивается лавина всевозможной информации. В каких формах она преподносится? Как отличить правду от лжи?

Пропаганда может быть губительной
«Пока правда обувается, ложь уже облетит чуть ли не весь мир» (приписывается МАРКУ ТВЕНУ).
«ЖИДЕНОК несчастный!» — воскликнула преподавательница, дав пощечину семилетнему мальчику. Затем она побудила всех в классе по очереди плюнуть ему в лицо.
И сама преподавательница, и этот ученик — ее родственник — прекрасно знали, что он и его родители не еврейского происхождения и что их вероисповедание не имеет никакого отношения к иудаизму — они Свидетели Иеговы. Но, пользуясь широко распространенным предубеждением против евреев, учительница старалась возбудить в других ненависть к этому мальчику. Из года в год и она, и его одноклассники слышали от священника своей церкви, что Свидетели Иеговы — презренные люди. Родителей мальчика называли то коммунистами, то агентами ЦРУ. И вот одноклассники мальчика выстроились, с нетерпением дожидаясь своей очереди плюнуть в лицо «жиденку несчастному».
Мальчик вынес все издевательства, он остался в живых — в отличие от шести миллионов евреев, которые жили в Германии и других близлежащих странах около 60 лет назад. Злобная пропаганда привела к тому, что жизнь этих людей оборвалась в нацистских газовых камерах и концлагерях. Широко распространенный, глубоко укоренившийся, слепой и яростный антисемитизм побудил многих людей видеть в евреях врагов, истребление которых якобы и необходимо, и оправданно. Это тот случай, когда пропаганда превратилась в средство массового уничтожения.
Те или иные идеи могут пропагандироваться открыто, например с помощью таких символов, ассоциирующихся с ненавистью, как свастика. Пропаганда бывает и завуалированной. Так, плоский анекдот или шутка могут нести определенный идейный заряд. К различным пропагандистским приемам прибегают диктаторы, политики, представители духовенства, рекламодатели, коммерсанты, журналисты, популярные ведущие теле- и радиопрограмм, агенты по печати и рекламе — словом, все те, кто хочет воздействовать на мышление и поведение других людей.
Несомненно, пропаганда может быть использована на благо общества. Взять, к примеру, кампании, имеющие целью уменьшить число случаев, когда за рулем оказывается пьяный. Но пропаганда может также разжигать ненависть к национальным и религиозным меньшинствам или побуждать людей покупать сигареты. «Изо дня в день нас со всех сторон буквально бомбардируют всевозможными сообщениями,— отмечают исследователи Энтони Пратканис и Элиот Аронсон.— Вместо того чтобы убеждать нас с помощью фактов и логики, они прибегают к помощи различных символов и манипулируют самыми основными человеческими чувствами. Хорошо это или плохо, но мы живем в век пропаганды».
Каким образом на протяжении истории пропаганда использовалась для воздействия на мышление и поступки людей? Как вы можете защитить себя от опасной пропаганды? Существует ли надежный источник информации?

Манипулирование информацией
«С помощью умелой и настойчивой пропаганды можно даже небеса представить людям адом, и, наоборот, самое жалкое существование — раем» (Адольф Гитлер, «Mein Kampf»).
РАСШИРЯЕТСЯ диапазон возможностей средств коммуникации — печати, радио, телевидения, телефона, Интернета, и людей все усиленнее пытаются в чем-то убедить или, напротив, разубедить. Революция в сфере средств коммуникации привела к преизбытку информации: люди буквально тонут в потоке поступающих отовсюду сообщений. Поэтому многие стали впитывать информацию быстрее, просто «проглатывая» ее — не анализируя ее и не убеждаясь в ее достоверности.
Ловким пропагандистам на руку такое «проглатывание» информации, особенно если при этом она идет в обход логики. Своей цели они достигают, играя на чувствах людей и на их неуверенности в чем-то, используя туманные и двусмысленные выражения, прибегая к искаженной логике. Обычно подобная тактика, увы, оказывалась весьма действенной, о чем свидетельствует история.
История пропаганды
Сегодня слово «пропаганда» нередко носит негативный оттенок и предполагает использование нечестных приемов. Но изначально такой смысл в него не вкладывался. Очевидно, слово «пропаганда» произошло от латинского названия организации, в которую входили кардиналы Римско-католической церкви,— «Congregatio de Propaganda Fide» («Конгрегация для пропаганды веры»). Эту конгрегацию — сокращенно ее называли «Пропаганда» — учредил папа Григорий XV в 1622 году для руководства миссионерской деятельностью. Со временем под пропагандой стали подразумевать любые усилия, направленные на распространение веры или убеждений.
Но пропаганда как таковая появилась не в XVII веке, а гораздо раньше. Уже с незапамятных времен люди использовали все доступные средства для распространения своей идеологии, для собственного прославления или укрепления своей власти. Например, искусство служило орудием пропаганды еще со времен египетских фараонов. Эти правители строили пирамиды с умыслом, желая создать образ могущества и долговечности. Архитектура римлян тоже служила политическим целям — прославлению государства. Негативный оттенок понятие «пропаганда» приобрело во время Первой мировой войны, когда правительства нередко прибегали к подтасовке фактов, которые приводились в военных сводках средствами массовой информации. Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс показали себя настоящими мастерами пропаганды.
После Второй мировой войны пропаганда все больше и больше превращалась в мощное идеологическое орудие. Государства Западного и Восточного блоков проводили усиленные кампании с целью привлечь на свою сторону народные массы в тех странах, которые еще не вошли ни в один из блоков. Любой аспект общественной и политической жизни страны превращался в орудие пропаганды. В последнее время пропагандистские приемы становятся все более изощренными, о чем свидетельствуют избирательные кампании, а также реклама табачных фирм. Они привлекают к рекламе так называемых авторитетных специалистов и различных высокопоставленных лиц, чтобы курение выглядело как полезное занятие, придающее человеку респектабельности, а не как угроза здоровью людей, чем оно является в действительности.
Сплошной обман!
Несомненно, самый доступный для пропагандиста прием — наглая ложь. Взять, к примеру, написанную в 1543 году Мартином Лютером ложь о евреях, живших в Европе: «Они отравляли воду в колодцах, тайно совершали убийства, похищали детей... Это злобные, жестокие, мстительные и коварные змеи, убийцы, дети дьявола, жалящие и делающие зло». К чему же он призывал так называемых христиан? «Предавайте огню их синагоги и школы... Дома их также [следует] разорять и разрушать до основания».
Один профессор политических и общественных наук, изучавший ту эпоху, говорит: «По сути, антисемитизм никоим образом не связан с поступками евреев и, следовательно, объясняется вовсе не тем, что антисемитам хорошо известны нравы евреев». Он также отмечает: «Евреи олицетворяли собой все дурное, и потому, какое бы стихийное или социальное бедствие ни происходило, подозрение всегда падало на евреев».
Огульные обобщения
Еще один эффективный прием пропаганды — обобщение. С помощью огульных обобщений, как правило, затушевывают важные факты, имеющие отношение к тому или иному вопросу, а нередко также формируют негативное мнение о целых группах людей, приписывая им дурные свойства. «Все цыгане [или иммигранты] — воры». Подобного рода высказывания нередко можно услышать в некоторых странах Европы. Но так ли это на самом деле?
По словам журналиста Рикардоса Сомеритиса, в одной стране подобные представления породили сильную неприязнь к иностранцам — «неистовую ксенофобию, а нередко и расизм». Но если говорить о преступности в этой стране, то ее уроженцы совершают правонарушения ничуть не реже, чем иностранцы. Как отмечает Сомеритис, результаты исследований показывают, что в Греции «96 преступлений из 100 совершается [греками]». Он говорит: «Преступность объясняется экономическими и социальными причинами, а никак не „расистскими“», и винит средства массовой информации в том, что, тенденциозно освещая вопросы преступности, они «систематически разжигают ксенофобию и расизм».
Наклеивание ярлыков
Некоторые люди, вместо того чтобы оперировать фактами, начинают оскорблять тех, кто не разделяет их точку зрения, переходить на личности, ставя под сомнение искренность побуждений своих оппонентов. Какому-либо человеку, группе людей или системе взглядов привешивают ярлык — отрицательную, легко запоминающуюся характеристику. Те, кто прибегает к такой тактике, рассчитывают, что ярлык прочно закрепится за объектом их критики. И такой прием срабатывает, когда люди, вместо того чтобы самим взвесить все факты, отвергают данного человека или систему взглядов из-за чьей-то негативной оценки.
Например, в последние годы во многих странах Европы и в других частях мира усилились антисектантские настроения. Они будоражат чувства людей, формируют в их сознании образ врага и обостряют уже существующие предубеждения против религиозных меньшинств. Слово «секта» нередко превращается в ярлык. «„Секта“ — синоним „ереси“,— писал в 1993 году немецкий профессор Мартин Криле.— Сегодня в Германии, как и в далеком прошлом, еретик [обречен на уничтожение], если не огнем... то злобной клеветой, социальной и экономической изоляцией».
Специалисты из Института исследований пропаганды отмечают, что «оскорбительные ярлыки — мощное оружие, влияющее на ход истории и на жизнь каждого из нас. Они могут опорочить чью-то репутацию... обречь [людей] на тюремное заключение, возбудить в людях ярость, заставляющую их воевать и убивать своих ближних».
Игра на чувствах людей
Если говорить об утверждениях, основанных на фактах, или о логике аргументации, то, казалось бы, чувства здесь совершенно ни при чем. Тем не менее они играют решающую роль в формировании у людей определенного мнения. Искушенные журналисты и рекламисты делают ставку на эмоциональное воздействие, ловко играя на чувствах людей — так же умело, как музыкант-виртуоз на фортепиано.
Например, страх может лишить человека способности рассуждать трезво. И на чувстве страха, как и на зависти, кто-то может сыграть. В канадской газете «Глоб энд мейл» в номере от 15 февраля 1999 года опубликовано следующее сообщение из Москвы: «Когда на прошлой неделе в Москве три девушки покончили жизнь самоубийством, российские средства массовой информации тут же заговорили о том, что они были фанатичными приверженцами религии Свидетелей Иеговы». Обратите внимание на выражение «фанатичные». Вполне естественно, что люди станут бояться организации религиозных фанатиков, которая якобы толкает молодежь на самоубийство. Но на самом ли деле эти девушки, чья жизнь так печально оборвалась, были каким-то образом связаны со Свидетелями Иеговы?
В той же газете далее говорится: «Позже правоохранительные органы признали, что девушки никакого отношения не имели к [Свидетелям Иеговы]. Но к тому времени один из каналов московского телевидения выдвинул новое обвинение против этой секты, заявив: во времена нацизма Свидетели Иеговы в Германии сотрудничали с Адольфом Гитлером,— и это несмотря на исторические факты, подтверждающие, что тысячи Свидетелей погибли в нацистских лагерях смерти». Многие люди были введены в заблуждение, возможно даже напуганы, и таким образом в обществе сформировалось представление о Свидетелях Иеговы как о секте самоубийц или сотрудниках Гитлера.
Ненависть — еще одно сильное чувство, которое пропагандисты используют в своих целях. Эффективное средство для разжигания ненависти — использование подтекста. Существует практически неиссякаемый запас ядовитых слов, способных возбудить или подогреть ненависть к отдельным расам, национальным и религиозным группам.
Некоторые пропагандисты в качестве рычага воздействия на других используют гордость. Примером тому служат такие апеллирующие к самолюбию фразы, как: «Любой разумный человек знает, что...» или «Такой эрудированный человек, как вы, не может не признать, что...». Те, кто взывает к гордости косвенным образом, играет на боязни людей показаться глупыми. Мастера убеждения умело этим пользуются.
Лозунги и символы
Лозунг — это краткое изречение, обычно выражающее основную задачу или руководящую идею. Правильность такого утверждения обычно не вызывает сомнений, поскольку оно носит лишь общий характер.
В период кризиса или конфликта в какой-либо стране демагоги могут бросать, например, такие лозунги: «Моя страна всегда права», «Родина, вера, семья» или «Свобода или смерть». Но анализирует ли большинство людей истинные причины данного кризиса, конфликта? Или они просто соглашаются с тем, что им говорят?
В своем труде, посвященном Первой мировой войне, Уинстон Черчилль написал: «Достаточно одного лишь призыва — и толпы мирных крестьян и рабочих превращаются в могучие армии, готовые разорвать противника на части». Также он отметил, что большинство людей не раздумывая исполняют данное им приказание.
В распоряжении пропагандиста есть также множество символов и знаков, которые несут нужный ему идейный заряд. Например, подобным символом может служить флаг, символический характер также носят такие церемонии, как залп из двадцати одного орудия и отдание чести. Любовь к родителям тоже может быть использована как рычаг воздействия. Очевидно, что такие понятия-символы, как отечество, родина-мать или вера предков, могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением.
Мы видим, что искусная пропаганда может парализовать разум, лишить здравомыслия и проницательности, заставить человека руководствоваться стадным чувством. Как же защитить себя от такого влияния?
-------------------------------------------------------------------
Занимаются ли Свидетели Иеговы пропагандой?
  Иногда Свидетелей Иеговы обвиняют в сионистской пропаганде. А некоторые из их противников утверждают, что Свидетели пропагандируют коммунистические идеи. Другие же заявляют, что деятельность этой организации защищает идеалы и интересы «американского империализма». Есть и те, кто считает Свидетелей анархистами, провоцирующими волнения в обществе с целью изменить существующий порядок в социальной, экономической, политической или правовой сферах. Ясно одно: невозможно, чтобы все эти столь противоречивые обвинения были обоснованными.
  Очевидно, что ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. Свидетели Иеговы в точности исполняют поручение, которое Иисус Христос дал своим последователям: «Будете Мне свидетелями... до края земли» (Деяния 1:8). Их деятельность сосредоточена только на благой вести о небесном Царстве, с помощью которого Бог установит на всей земле мир (Матфея 6:10; 24:14).
  Те, кто исследовал деятельность Свидетелей Иеговы, не нашли никаких фактов, которые говорили бы о том, что эта христианская община в какой-нибудь стране когда-либо содействовала беспорядкам.
  Очень многие, в том числе журналисты и судьи, не раз отмечали, какую пользу приносят Свидетели Иеговы обществу. Вот лишь несколько примеров. Одна корреспондентка из Южной Европы, побывав на конгрессе Свидетелей Иеговы, сказала: «У них прочные семейные узы, они учатся любить друг друга и поступать по совести, чтобы не причинять вреда окружающим».
  Один журналист, который раньше был враждебно настроен против этой организации, сказал: «Эти люди достойны подражания. Они не нарушают норм нравственности и справедливости». Один политолог выразил похожее мнение: «Они относятся к другим с огромной добротой, любовью и чуткостью».
  Свидетели Иеговы учат тому, что следует подчиняться властям. Исполняя библейские требования, они, как законопослушные граждане, стараются всегда поступать честно, порядочно и сохранять чистоту. Они поддерживают в своих семьях прочные моральные устои и помогают другим людям научиться этому. Свидетели Иеговы живут в мире со всеми и не участвуют в демонстрациях протеста или политических переворотах. Они стараются примерно исполнять законы, установленные человеческими властями, терпеливо дожидаясь того времени, когда Господь Вседержитель, Иегова — обладатель наивысшей власти — восстановит на земле справедливое правление и совершенный мир.
  Деятельность Свидетелей Иеговы носит просветительный характер. Основываясь на Библии, они учат людей во всем мире размышлять над библейскими принципами, поступать в согласии с ними и сохранять моральную чистоту. Они выступают за такую систему ценностей, которая способствует укреплению семей и помогает молодежи справляться со своими проблемами. Свидетели Иеговы также помогают людям обрести силы для того, чтобы избавиться от вредных привычек, а также научиться поддерживать хорошие отношения с окружающими. Все это вряд ли можно назвать пропагандой. Как отмечается в энциклопедии «Уорлд бук», если в обществе есть свобода слова, «пропаганда и просвещение — не одно и то же».


Не будьте жертвой пропаганды!
«Глупый верит всякому слову» (ПРИТЧИ 14:15).
МЕЖДУ просвещением и пропагандой существует различие, и немалое. Если просвещение учит мыслить самостоятельно, то пропаганда навязывает уже готовые штампы. Тот, кто действительно просвещает людей, рассматривает какой-либо вопрос всесторонне и всегда приветствует обсуждение. Пропагандисты же настойчиво навязывают свою точку зрения и от обсуждений стараются уйти. Очень часто трудно понять, каковы их истинные побуждения. Они подтасовывают факты, пуская в ход те, что им на руку, и отсеивая ненужные на их взгляд. Также они тенденциозно освещают факты и извращают их, умело прибегая ко лжи или полуправде. При этом ставка делается не на ваш разум, а на ваши чувства.
Пропагандисты делают все, чтобы вам казалось, что выдвигаемые ими идеи правильны и нравственны и что, приняв их, вы будете чувствовать себя значимыми и признанными. Вняв данным призывам, вы покажете, что умны, вы не будете одиноки, вы обретете спокойствие и уверенность — во всем этом вас пытаются убедить.
Как защитить себя от влияния таких людей, которых Библия называет «пустословами и обманщиками»? (Титу 1:10) Если вы знаете их излюбленные приемы, вам легче будет правильно оценить любую адресованную вам информацию. Вот несколько способов, как это сделать.
Будьте разборчивы. Разум всеядного человека можно уподобить трубе, через которую течет все без разбора, вплоть до сточных вод. Но вряд ли кто-то хочет, чтобы его разум был отравлен. Соломон — царь и просветитель, живший в древние времена, сказал: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притчи 14:15). Нам важно быть разборчивыми. Надо тщательно проверять любую информацию, определяя, с чем согласиться, а что отвергнуть.
В то же время не следует быть узколобыми и закрывать свой ум для той информации, которая может расширить наш кругозор. Как здесь найти золотую середину? Нам поможет эталон, благодаря которому мы сможем оценить полученную информацию. У христианина есть источник мудрости, не знающий себе равных. Библия помогает ему судить обо всем здраво. Его ум восприимчив к новым знаниям. Тщательно проанализировав новую информацию в свете библейских принципов, христианин усваивает то, что правильно. В то же время он отбрасывает то, что идет вразрез с библейской точкой зрения, осознавая опасность такой информации.
Применяйте разумный подход. Разум — это «духовная сила, могущая помнить, судить и заключать». Разумный, проницательный человек способен тонко понимать сущность идей или явлений и судить о них здраво.
Разум и проницательность помогут нам распознавать тех, кто «ласкательством и красноречием» намеренно «обольщают сердца простодушных», а также оставлять без внимания бесполезную или ложную информацию и вникать в самую суть вещей (Римлянам 16:18). Но как отличить правду от лжи?
Анализируйте информацию. В первом веке Иоанн наставлял христиан: «Возлюбленные! не всякому духу [«вдохновлённому высказыванию», НМ] верьте, но испытывайте [его]» (1 Иоанна 4:1). Сегодня некоторые, как губка, впитывают в себя все подряд. Поглощать без разбора все, что нас окружает,— проще всего.
Но намного лучше, если человек выбирает, чем питать свой разум. Неслучайно говорится: мы есть то, что едим. Это можно сказать как о буквальной пище, так и о пище для ума. Что бы вы ни читали, ни смотрели и ни слушали, анализируйте получаемую информацию, стараясь определить, заслуживает ли она доверия или содержит завуалированную пропаганду.
Кроме того, если мы хотим избежать предубеждений, важно быть готовыми постоянно корректировать свои взгляды в соответствии с новой информацией. Надо помнить, что это всего лишь точка зрения. Ее правильность зависит от достоверности сведений, которыми мы располагаем, от умения мыслить логически, а также от того, какая у нас система ценностей.
Задавайте себе вопросы. Мы видим, что сегодня многие были бы не прочь «обмануть нас... доводами, которые кажутся разумными» (Колоссянам 2:4СоП). Поэтому, когда нам приводят доводы, которые кажутся разумными, стоит задать себе некоторые вопросы.
Прежде всего проверьте, не отличаются ли эти доводы пристрастностью. Какова цель данного сообщения? Если оно изобилует оскорбительными характеристиками и намеками, чем это можно объяснить? Если отбросить в сторону подтекст, в чем ценность данной информации как таковой? По возможности узнайте, какой репутацией пользуются те, кто ее сообщил. Известны ли они своей честностью? Если они ссылаются на авторитетные, по их мнению, источники, постарайтесь узнать, что это за источники. И тогда подумайте, есть ли у вас основания считать этого человека (это может быть также организация или публикация) действительно сведущим в данном вопросе. Допустим, вы замечаете, что информация несет эмоциональный заряд. Задумайтесь: чем она ценна, если воспринимать ее совершенно бесстрастно?
Не поддавайтесь стадному чувству. Если вы понимаете, что общепринятые мнения не всегда правильны, вы, несомненно, найдете в себе силы думать иначе. Пусть иногда кажется, что все вокруг разделяют одну точку зрения, но разве вы обязаны думать так же? То, что большинство придерживается данной точки зрения,— вовсе не показатель ее истинности. На протяжении столетий существовало множество всевозможных представлений, которые считались общепризнанными, а впоследствии оказались ложными. Однако склонность ориентироваться на мнение большинства по-прежнему есть у людей. Поэтому нам было бы мудро следовать совету из Исхода 23:2: «Не следуй за большинством на зло».
Знания против пропаганды
Ранее мы уже говорили о том, что Библия помогает судить обо всем здраво. Когда-то Иисус сказал Богу: «Слово Твое есть истина» (Иоанна 17:17). Свидетели Иеговы полностью согласны с этим утверждением, ведь Иегова, Автор Библии,— это Бог истины (Псалом 31: 5 Псалом 30:6 Синодальный перевод).
В наш век изощренной пропаганды мы можем смело обращаться к Слову Бога как к источнику истины. Это защитит нас от тех, кто пытается «уловлять... льстивыми словами» (2 Петра 2:3).

Журнал Пробудитесь! 22 июня 2000 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий